Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Митрополит Московский Платон (Левшин) (29.6.1737 – 11.11.1812)

Платон (Левшин) - митрополит Московский, церковный деятель, проповедник, педагог, писатель.

В 1758 пострижен в монахи. С 1761 преподаватель богословия и ректор Московской духовной семинарии, затем – наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1763 был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) и придворным проповедником. За талант проповедника он удостоился у современников прозвища «второй Златоуст» и «московский апостол».

В 1766 о. Платон определен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, в 1768 назначен членом Синода. С 1770 – епископ Тверской, с 1775 – архиепископ Московский и ректор Славяно-латинской академии (преобразовал ее в Славяно-греко-латинскую академию).

В 1787 возведен в сан митрополита Московского, основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем. В 1801 – первоприсутствующий митрополит на коронации императора Александра I. В дальнейшем фактически отошел от дел, почти безвыездно жил в Троице-Сергиевой лавре или в Вифанском монастыре.

* * *


Сын сельского священника. Учился в Славяно-греко-латинской академии, проявив выдающиеся способности. Свободно владел несколькими языками. Своими проповедями обратил на себя внимание Екатерины II, которая назначила его законоучителем к наследнику престола Павлу и одновременно придворным проповедником. Как говорила императрица: "Отец Платон делает с нами, что хочет: хочет, чтобы мы плакали - мы плачем". Находясь при вольнодумном, вольтерианском дворе Екатерины, Платон проявил много такта и находчивости, умея ладить с окружающими, но при этом твердо отстаивать религиозные догматы. В своих сочинениях и проповедях он проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни, поскольку церковные и гражданские установления не разнятся, а взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. "Чем же, - писал он, - верховный начальник утвердит законы свои? Поистине напоминанием Божия правосудия". В то же время выступал против грубо-утилитарного использования церкви в интересах государства. Впоследствии, когда его воспитанник Павел, став императором, начал награждать духовенство гражданскими орденами, как бы уравнивая их с чиновниками, Платон воспротивился этому, хотя первый орден предназначался лично ему.

В течение тридцати семи лет Платон возглавлял московскую митрополию. Пользуясь поддержкой императорского двора, он поднял на новый уровень Московскую духовную академию, до тех пор влачившую жалкое существование, открыл несколько семинарий и духовных училищ. При нем началось выдвижение образованных великороссов на архиерейские должности, ранее занимавшиеся в основном выпускниками Киевской академии.

Усилиями Платона значительно улучшилось положение духовенства. Считая недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут пользоваться уважением прихожан, митрополит убеждал богатых людей делать щедрые пожертвования храмам. С другой стороны, он требовал от клира соответствовать своему высокому предназначению, внушал духовным лицам правила самоуважения и сам говорил о себе, что застал свое духовенство в лаптях, но успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные.

Был автором целого ряда литературных и богословских трудов. Сочинения Платона изданы в 20 томах. Долгое время его богословский курс оставался единственным учебником на русском языке. Теоретические понятия Платона о проповеди составляют одну из лучших страниц в русской гомилетике. Составленная им "Краткая российская церковная история" является первым по времени систематическим курсом по истории русской православной церкви. Его же "Житие св. Сергия Радонежского" выдержало несколько изданий и считается одним из образцов житийной литературы. Руководил сбором и описанием летописей русских монастырей. Защищал Новикова во время следствия, заявив, что "желал бы побольше видеть таких христиан".


Произведения митр.Платона (Левшина) в интернете:

Митр. Платон (Левшин) Слово на 1806 год
Митр. Платон (Левшин) Поучительные слова