Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Протопресвитер Виталий Боровой (18.01.1916 - 07.04.2008)

Профессор-протопресвитер Виталий Боровой - доктор богословия, историк церкви, проповедник, консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, деятельный член Попечительского совета Свято-Филаретовского института.

Был рукоположен в 1944 году во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля. Участвовал в возрождении Минской духовной семинарии, позднее стал профессором церковной истории на кафедре Василия  Васильевича  Болотова в Ленинградской духовной академии.

С 5 июня 1959 года о. Виталий являлся сотрудником ОВЦС МП. 28 августа 1960 года о. Виталий Боровой вошел в состав учрежденной Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время синодальная Богословская комиссия).

Он был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х годов. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне-июле 1959 г. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) о. Виталий был представителем РПЦ при ВСЦ, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ. В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях II Ватиканского Собора (1962-1965). 

В 1973-1978 гг. о. Виталий в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 1984 г. – почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.).

О. Виталий скончался на 93-м году жизни в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2008 г.

* * *


Отец Виталий родился в бедной крестьянской белорусской семье. После революции эта часть Белоруссии отошла к Польше. Отец Виталий окончил Виленскую семинарию, и богословский факультет Варшавского университета.

Во время II мировой войны он был секретарем Минской епархии и при его участии в условиях немецкой оккупации было открыто около тысячи храмов (до войны коммунисты закрыли в Белоруссии все храмы!).

После войны он был рукоположен в священника, был настоятелем собора в Гомеле, затем участвовал в возрождении Минской духовной семинарии, позднее стал профессором церковной истории на кафедре Василия  Васильевича  Болотова в Ленинградской духовной академии.

Отец Виталий мечтал посвятить свою жизнь церковной науке и продолжить дело Болотова, но по воле Синода с конца 50-х должен был перейти на работу в Отдел внешних церковных сношений. Много лет он был представителем во Всемирном совете церквей. О. Виталий также был представителем РПЦ на II Ватиканском соборе.

В 70-е о.Виталий - любимый многими прихожанами настоятель патриаршего Елоховского собора, в 80-90-е -- почетный настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве.

О. Виталий был и остается несравненным в нашей церкви знатоком богословия, выдающимся проповедником, замечательным преподавателем, которому обязаны многие ученые и иерархи нашей церкви.

До самых последних месяцев своей жизни о. Виталий старался вносить свой вклад в духовное образование.


Проповеди и выступления о. Виталия, а также материалы о нём с сайта Свято-Филаретовского института:


Из интервью со свящ. Георгием Кочетковым о протопр. Виталии Боровом (нач. 2000-х гг.)

Вопрос: Чему мы, люди, пришедшие в Церковь в перестроечное и послеперестроечное время, могли бы научиться у о. Виталия?

В первую очередь – внутренней открытости перед людьми, целостности, способности  иметь внутренний стержень и держать его, а не жить по принципу «чего изволите»? И при этом – быть смиренным и законопослушным: послушным иерархии, послушным тому положению, которое есть. Внутренне о. Виталий всегда очень правильно оценивает ситуацию и пытается её улучшить. Он из тех людей, которые не стараются сразу отсечь и выбросить то, что кажется негодным. Ему совершенно чужд сектантский дух и вообще всякое мракобесие, но одновременно чужды хитрость и лукавство.

О. Виталий очень высоко ценит профессионализм. Меня, например, именно он заставил довести до конца учёбу в духовной академии, восстановиться на четвёртом курсе через несколько лет после изгнания.  Он считал, что я должен закончить диссертацию и обязательно защищать её. Не будь о. Виталия, я бы не стал тратить столько сил на, как мне тогда казалось, «получение корочек». Теперь же я вижу, что это действительно было важно и помогает сейчас многим людям, не знающим нас, судить о нашей работе и степени компетентности.

О. Виталий удивительно работоспособен, он никогда ничего не считал, ни на что не претендовал, при этом действительно работал и днём и ночью.

Вопрос: Что, как Вам кажется, является центром его жизни? 

Служение Богу и Церкви. От чего он больше всего страдает? От того, что теряются уникальные возможности. Он как историк и богослов прекрасно понимает, что должно быть в церкви, и когда жизнь всё больше и больше от этого отклоняется – а он не может этого не видеть, будучи церковным практиком – это причиняет ему настоящее страдание. Помните,  у апостола Павла – ношу язвы Господа Иисуса на теле моем за Тело Христово, которое есть Церковь. Поэтому он и стал величайшем из апостолов – потому что страдал он ещё и за Церковь, хотя – если можно так сказать – и от церкви тоже, то есть от лжебратий. Это приложимо к о. Виталию также.

О. Виталий – один из немногих, кто может компетентно судить. Что есть и что должно быть в церкви и можно только сожалеть, что часто его не понимали и плохо слушали.  Он много раз подавал всякие официальные записки в официальные церковные органы о том, что надо немедленно делать, чтобы вернуться к чистоте и полноте церковной жизни. Но его, насколько я знаю, и сейчас мало понимают и мало слушают. К нему не привыкли относиться всерьёз (что тоже, кстати говоря, было для него спасительным).

Вопрос: Что Вы можете сказать о роли о.Виталия в современной церковной жизни и в православии XX века? 

Ну, трудно отвечать в целом на такой вопрос, потому что, слава Богу, о. Виталий жив и здравствует. И я надеюсь, он долго ещё будет нас радовать своими проповедями, своим богословием, своим духом – жизнерадостным, крепким, неунылым, лишённым  каких-либо предрассудков, суеверий и страхов. Собственно говоря, всеми этими чертами и определяется его роль. Он прежде всего настоящий церковный деятель, умеющий смотреть вперёд, и в то же время трезво оценивать современную обстановку.

Но он же и человек мудрый, смотрящий вглубь, в т.ч. в историю, и поэтому высоко ценящий, скажем, религиозно-философское возрождение XX века и духовные плоды новомучеников российских; понимающий, что значат нестроения в церкви, знающий все язвы церковной жизни, умеющий с юмором, без озлобления и раздражения об этом говорить.