Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Митрополит Евлогий (Георгиевский) (10/23.04.1868 — 08.08.1946)

«Я боролся на разных позициях, но — за Церковь»


23 апреля 2008 г. исполнилось 140 лет со дня рождения митрополита Евлогия (Георгиевского). Владыке Евлогию довелось стать свидетелем окончания синодального периода жизни церкви и революционной катастрофы 1917 г. Он был активным участником Поместного Собора 1917/1918 гг.[*], пережил петлюровский плен, трудности положения церкви в эмиграции. С его именем неразрывно связано создание Свято-Сергиевского богословского института в Париже, поддержка и защита его основателя, выдающегося богослова ХХ века прот. Сергия Булгакова. Владыка взял под свое духовное покровительство Русское студенческое христианское движение (РСХД). Он способствовал  трудам по благотворительности и милосердию  м. Марии (Скобцовой), постриг которой совершил лично — ее «Православному делу».

Всю свою жизнь владыка Евлогий отдал служению Церкви. Он был высокообразованным человеком, но держался просто и доступно, в т.ч. по отношению к простому народу (его иногда называли «мужицким архиереем»). Ему были чужды внутрицерковные «игры», интриги, хотя, когда было нужно, он мог быть весьма дипломатичным, идти на компромиссы. Объяснения им тех или иных своих действий в разные периоды жизни сводились к следующему: «Я боролся на разных позициях, но — за Церковь».

Серьезной всесторонней церковной оценки его жизни и деятельности сделано еще не было. Ключевые моменты истории Русской православной церкви первой половины XX века — Поместный Собор 1917/1918 гг., наследие новомучеников и исповедников российских — сегодня почти не осмыслены церковью, что означает отсутствие подлинной памяти и связи с теми, кто жил в церкви до нас. Однако, все же остается надежда, что это будет сделано в будущем.

Василий Георгиевский родился в селе Сомове Одоевского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Учился в Белевском духовном училище (1877-1882), в Тульской семинарии (1882-1888) и затем в Московской духовной академии, ректором которой был недавно назначенный туда архим. Антоний (Храповицкий). Влияние архимандрита Антония на студентов было огромно. Молодой, высокообразованный, талантливый и обаятельный, с десятилетнего возраста мечтавший стать монахом, — архимандрит Антоний был пламенным проповедником монашества. Он устраивал у себя собрания для студентов, гостеприимно угощал чаем. Вечерами велись горячие беседы о монашестве. Высоко поднял он и богослужение в академическом храме: образовался хороший хор, всегда была живая проповедь; вне богослужений — беседы. Следствием этого нового духа в Академии стала волна пострижений. Под влиянием архим. Антония в душе студента 3 курса Василия Георгиевского началась большая внутренняя работа, он стал серьезно думать о монашестве.

В 1892 г. окончил Московскую духовную академию. 3 февраля 1895 г. был пострижен и 12 февраля рукоположен в иеромонахи в тульском Успенском кафедральном соборе. В 1895-1897 гг. инспектор во Владимирской семинарии. В 1897-1902 гг. ректор Холмской семинарии. В 1902-1905 гг. викарий Холмско-Варшавской епархии, а в 1912-1914 гг. архиепископ Холмский.

Холмщина примыкала к этнографической польской границе. Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложной. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие — как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии — как дальнейшее наслоение.

В Холмской епархии нет ни одного прихода, в котором владыка Евлогий не был бы несколько раз. Он часто посещал духовно-учебные и светские заведения, присутствовал на экзаменах и школьных праздниках; по нескольку раз в течение года совершал поездки по епархии, ревизовал приходы. Любовь и доверие верующих к своему архиерею были безграничны. Благодаря такому отношению он был избран депутатом II, а затем и III Государственной Думы. 

В 1914 г. владыка Евлогий назначается архиепископом Волынским и Житомирским.

В 1917-1918 гг. архиеп. Евлогий принимает деятельное участие в работе Поместного Собора [*]. Он председательствует в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме, в заседаниях которого развернулась дискуссия об упорядочении устава, о богослужебном языке и о многих других проблемах и вопросах церковной жизни, связанных, прежде всего, с непониманием богослужения народом. После учреждения Собором соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами — Священного Синода и Высшего церковного Совета (ВЦС) — избирается в числе шести архиереев в первый Синод при новом патриархе Тихоне.

После занятия Киева петлюровскими войсками в конце 1918 был арестован вместе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) и отправлен в заключение. Затем архиереи были арестованы уже польскими властями.

После освобождения из плена в 1920 г. архиеп. Евлогий эмигрировал в Белград. Осенью 1920 г. Временное Высшее Церковное Управление под руководством митрополита Антония (Храповицкого) назначило владыку Евлогия управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами, включая церкви в Софии и Бухаресте, на правах епархиального архиерея. В марте 1921 г. патриарх Тихон подтвердил это назначение.

В январе 1922 г. патриарх Тихон возвёл архиепископа Евлогия в сан митрополита и передал в его ведение все заграничные русские православные приходы. В 1922 г. митр. Евлогий перевёл епархиальное управление в Париж. Там он налаживал церковную жизнь в существовавших в Европе православных приходах, открыл Сергиевское подворье в Париже, а также множество храмов в различных странах. Стал инициатором создания Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1925—1946 был его ректором. Привлёк к преподаванию в нём известных учёных, таких как А. В. Карташёв, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Г. П. Федотов, Б. П. Вышеславцев и др. Институт быстро стал интеллектуальным центром русской церковной эмиграции. Вл. Евлогий  поддерживал Русское студенческое христианское движение (РСХД).

Митр. Евлогий лично совершил постриг в монашество Елизаветы Юрьевны Скобцовой (в монашестве — знаменитой м. Марии). Мать Мария писала: «Самая моя большая радость — это совершенно исключительное понимание всех моих затей со стороны митрополита. Тут с ним действительно можно горы двигать, если охота и силы есть». Однажды они ехали вместе в поезде. Взглянув в окно, владыка широким движением руки указал на бескрайные поля: «Вот Ваш монастырь, мать Мария!»

Митр. Евлогий находился в сложных отношениях с Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ), которой руководил Архиерейский Синод под председательством митр. Антония (Храповицкого). В 1927 г. православная эмиграция раскололась на «карловчан» и «евлогиан». Владыка остался в юрисдикции заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В начале 1930 года принял участие в молениях о «страждущей Русской Церкви», проведённых по инициативе Архиепископа Кентерберийского в Лондоне. В ответ 10 июня 1930 г. был уволен митрополитом Сергием от управления русскими церквами в Западной Европе и запрещён в священнослужении. Этих решений не признал, в 1931 г. перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

В последние годы жизни был сторонником сближения с Московской Патриархией. В 1945 г. обратился к пастве с призывом вернуться в лоно Русской церкви. 2 сентября 1945  г. воссоединился с Московским Патриархатом в должности Экзарха Западно-Европейских православных церквей. В последние месяцы жизни, по воспоминаниям современников, ощущал пренебрежение к себе со стороны Москвы, испытывал разочарование от своего шага и переживал, что, возможно, поторопился.

Скончался владыка ранним утром 8 августа 1946 г. в доме на рю Дарю при кафедральном Александро-Невском соборе в Париже. Погребён на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в крипте церкви Успения Божией Матери.

[*] Для обсуждения и решения вопросов богослужения, Типикона, музыки и церковного искусства в рамках Поместного Собора 1917-1918 гг. был образован Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Его председателем единогласно был избран Евлогий (Георгиевский), архиеп. Волынский. На втором заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, состоявшемся 02 сентября 1917 г. его председатель, архиеп. Евлогий, обозначая задачу работы Отдела, сказал: «Отделу о богослужении, проповедничестве и храме поручается великая задача — благоустроение важнейшей части церковной жизни православного богослужения. Богослужение — это высшее проявление церковной жизни, так сказать душа и сердце ее. Здесь проявляются и догматические верования и здесь же находят свое отражение и запросы нравственные. [...] Однако все это великое христианское сокровище, все открытое в богослужении великое богатство его духовного содержания в весьма значительной степени удалено от верующего сердца. Эта великая священная книга часто запечатана семью печатями и недоступна для многих. Многие православные христиане плохо знают и мало понимают православное богослужение. Мне кажется, что задача работ нашего отдела и должна именно состоять в том, чтобы приблизить к пониманию верующих содержание христианского богослужения, сделать его дорогим достоянием сердца, облегчить путь, через который свободно вливалась бы в душу христианина его благодатные струи, устранить препятствия к тому, чтобы каждый желающий свободно мог черпать из богатого и полного источника богослужения все благопотребное для спасения верующего... И вот здесь прежде всего имеет весьма важное значение самый строй и порядок богослужения; как во всякой постройке важнейшим делом является ее план, как вообще порядок является душой всякого дела, так точно и [...] Устав имеет первое главное значение. [...] Замечается повсюдное разнообразие в применении Устава и полный произвол в руководствовании им и полный беспорядок в церковном богослужении. Имеет также большое значение затем и самый текст и язык богослужения. Основным требованием в этом отношении является мысль о том, чтобы все богослужение доходило до ума и сердца христианина. Таким образом возникает вопрос об исправлении церковно-богослужебного текста, а также о приближении его к нашей родной речи, о возможности перевода священно-богослужебных книг на русский язык и т.д. Немаловажное значение имеет также вопрос о церковном пении и церковно-богослужебном чтении. [...] Затем Отдел о церковном проповедничестве, какова должна быть церковная проповедь. Положение ее до последнего времени было печальное. Проповедь далеко не являлась обязательной неотъемлемой частью нашего богослужения. Она являлась как бы лишь украшением его, как бы каким-то сладким блюдом на сытном обеде и произносилась часто по книжке и тетрадке, а не в живом слове» (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. С. 6–7).


ПУТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского),
изложенные по его рассказам Т.Манухиной. М., 1994.