Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944)Протоиерей Сергий Булгаков - русский религиозный философ, православный богослов. Принимал активное участие в работе Религиозно-философского общества Вл. Соловьева. В 1909 г. участвовал в «Вехах» как религиозный философ, принявший истину Православия. С 1910 г. подружился с Флоренским и с кругом М.А. Новоселова. Активно участвовал в работе Поместного Собора 1917-18 гг. в качестве члена Высшего Церковного Совета. 11 июня 1918 года он стал священником. В 1922 году его арестовало ГПУ как «пользующегося авторитетом среди духовенства и верующих». Вскоре он был освобожден и выслан из России. В эмиграции - профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге (1923-1925). С 1925 г. он декан и профессор догматики Богословского института на Сергиевом подворье в Париже, где и трудился до смерти в 1944 г. Участвовал в работе РСХД, а также в ряде экуменических инициатив. Был главой братства Святой Софии. Среди его духовных детей были мать Мария (Скобцова), с. Иоанна (Рейтлингер), с. Елена (Казимирчак-Полонская) и др. монахини в миру. Митр. Евлогий (Георгиевский) сказал в надгробном слове: «Дух Святой преобразил в душе твоей Савла в Павла. Ты был истинным христианским мудрецом, учителем жизни, поучавшим не словом только, но и всем житием своим, в котором — дерзаю сказать — ты был апостолом». * * *
Русский религиозный философ, православный богослов, выслан из России в 1922, в эмиграции – профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге (1923-1925), профессор и ректор Православного Богословского института в Париже(1925-1944). Автор около 800 работ. Глава братства Святой Софии. Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни', издательстве 'Путь'. Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в Париже. В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Увидев в учении Вл.С.Соловьева о Софии 'наиболее оригинальный' элемент метафизики всеединства, но 'незаконченный и недоговоренный', Булгаков развивал софийную тему уже начиная с Философии хозяйства и вплоть до своих последних богословских творений: Утешитель (1936) и Невеста Агнца (1945). Фундаменталистские круги обвиняли его в трактовке божественной Софии как'идеальной основы мира', Души мира, Вечной Женственности, нетварного 'вечного образа' и даже 'четвертой ипостаси', хотя, напр., именование ее «четвертой ипостасью» о. Сергий категорически отвергал. В метафизическом плане софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства и восходящая своими корнями к платонизму, в которой предпринята попытка радикального - в границах христианской парадигмы - обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса, как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию, 'живым единством бытия'. В Свете Невечернем утверждается, что 'онтологическая основа мира заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы'. Мир в софиологии Булгакова не тождествен Богу - это именно тварный мир, 'вызванный к бытию из ничто'. Но при всей своей 'вторичности' космос обладает 'собственной божественностью, которая есть тварная София'. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа ('энтелехия мира'). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, 'предвечную Софию' и мир как 'становящуюся Софию'. Идея Софии (в ее многообразных выражениях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в собственной мировоззренческой позиции своего рода 'религиозный материализм', развивал идею 'духовной телесности' и др.). Софиология Булгакова в существенной мере определяет характер его антропологии: природа в человеке становится 'зрячей' и в то же время человек познает именно 'как око Мировой Души', человеческая личность 'придана' софийности 'как ее субъект или ипостась'. Смысл истории также 'софиен': историческое творчество человека оказывается 'сопричастным' вечности, будучи выражением универсальной 'логики' развития живого, одушевленного (софийного) космоса. 'София правит историей.., - утверждал Булгаков в Философии хозяйства. - Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет'. В антропологии и историософии русского мыслителя, как, впрочем, и во всем его творчестве, граница между метафизическими и богословскими воззрениями оказывается достаточно условной. Умер Булгаков в Париже 13 июля 1944.
Материалы о. Сергия иоб о. Сергии:
Некоторые труды о. Сергия Булгакова в интернете:
6307
|