Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Архимандрит Макарий (Глухарев) (30.10/12.11.1792-18/31.05.1847)

Архим. Макарий (Глухарев) — основатель Алтайской Духовной Миссии.

Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. С 20 февраля 1821 года — ректор Костромской Духовной Семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, в конце того же года переселился в Глинскую пустынь.

5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова). 7 сентября 1830 года считается днем основания Миссии. За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению был уволен из Миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии.

Скончался 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

* * *


Макарий (Михаил) Глухарев родился 30 октября 1792 г. в семье священника г. Вязьмы Смоленской губернии. Окончил Смоленскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию, ректором которой был в то время архим. Филарет (Дроздов), будущий митрополит. Его отношения с владыкой стали отношениями настоящего духовного отцовства и сыновства. Всю дальнейшую жизнь свт. Филарет помогал словом и делом архим. Макарию, искренне любя и духовно направляя его. Архим. Макарий отвечал владыке любовью и доверием. По воспоминанию его преемника в деле Алтайской миссии С. Ландышева, «с поступления в академию он отдал свою волю преосвященному Филарету, тогдашнему ректору академии, и ничего не делал и не начинал без его совета и благословения».

По окончании академии Михаил служил инспектором и преподавателем Екатеринославской духовной семинарии. 24 июля 1818 г. принял монашество. Затем был назначен ректором Костромской семинарии. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, затем перешел в Китаевскую пустынь, где начал переводить отцов церкви. В конце 1825 года переселился в Глинскую пустынь.

Время начала миссионерских трудов прп. Макария на Алтае — 30-40-е годы XIX века. В конце первой четверти XIX века православная миссия России находилась в плачевном состоянии. В связи с массовыми отпадениями крещеных инородцев в прежнее язычество, в 1828 году Св. Синод постановил учредить миссию в Тобольской епархии, частью которой был Алтай, куда и отправился архим. Макарий. Первое крещение совершилось 7 сентября 1830 года, и эта дата положила начало Алтайской миссии.

С самого начала своей деятельности архим. Макарий придавал малое значение «статистическим данным» о количестве крещеных. Он руководствовался определенными миссионерскими принципами и методами: изучал племенные и жизненные особенности различных племен Алтая, их религиозные воззрения, вступая в личное общение с теми инородцами, которые были настроены миролюбиво. Рассказывая о христианстве, говорил подробнее только если видел интерес. У каждого, выразившего желание креститься, он выяснял, почему человек принял такое решение, а также наводил справки — какой жизнью он живет. Архим. Макарий требовал от желавшего креститься послушания себе и восприемнику, и, только удостоверившись в искренности желания креститься, приступал к оглашению. Оглашение продолжалось от нескольких дней до нескольких недель. За это время архим. Макарий разъяснял сущность христианского учения, рассказывая о Боге, сотворении мира, грехопадении, о пришествии Сына Божия для спасения людей от грехов, о Его страданиях, Смерти и Воскресении, о Вознесении на небо и о будущей жизни людей по их смерти, учил его молиться и знакомил с основами православного богослужения и веры. Он крестил только тогда, когда видел плоды своих бесед о христианской вере. Само крещение архим. Макарий считал лишь началом пути христианской жизни.

Для просветительской деятельности архим. Макарий изучил местные наречия инородцев. К концу своего пребывания на Алтае он перевел почти все Евангелие, некоторые части Деяний и Апостольских посланий, необходимых для богослужения, катехизис митр. Филарета, огласительные поучения, символ веры, заповеди с толкованиями и главные молитвы, часть Псалтири, слова на исповеди и вопросы при крещении. Постепенно архим. Макарий стал вводить свои переводы в богослужение.

Одной из основных трудностей в деле алтайской миссии была для архим. Макария непонятность церковнославянского языка, поэтому он все больше убеждался в необходимости переводов Священного писания. Он перевел несколько книг Ветхого завета и в 1837 году послал в Комиссию духовных училищ при Св. Синоде перевод книги Иова, а в следующем году книги Исайи, с просьбой напечатать их для «обращения неверующих к Иисусу Христу». Одновременно он послал свои переводы на имя императора Николая I с приложением записки «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе», в которой представил проект полной реорганизации всего миссионерского дела в Русской Церкви. Этот проект очень отличался от традиционных способов и задач миссионерской работы, поэтому она не встретила должного понимания. Император остался недоволен обращением к нему лично с «радикальными проектами» и выразил Св. Синоду свое неудовольствие, что предрешило дальнейшую судьбу этой записки.

Предубеждение против  любых переводов с церковнославянского было очень сильным и поступок прп. Макария был воспринят церковной администрацией как дерзкий. 11 апреля 1841 года последовало определение Св. Синода «по делу архим. Макария»: «Неосновательная ревность его основывается на погрешительном мнении, будто церковь российская не имеет всего Священного писания на природном наречии российского народа, тогда как она имеет оное на природном славяно-русском языке, который употребляется и в церковном богослужении, и на котором и простолюдины Св. писание читают и разумеют, а некоторые даже охотнее читают, нежели в переводе на ново-русское наречие»... За это «прегрешение» Св. Синод постановил наложить на архим. Макария «сорокадневную епитимью», которая заключалась в том, что он должен был каждый день служить литургию в продолжение шести недель. Это «наказание» архим. Макарий принял за милость Божию и был очень доволен епитимьей. Много позже переводы архим. Макария были напечатаны в московском журнале «Православное Обозрение» за 1860-1867 годы.

В 1843 году архим. Макарий был уволен от должности начальника Алтайской миссии и назначен настоятелем Троицкого Оптина монастыря в г. Болхове Орловской епархии. В Болхове архим. Макарий был удивлен и возмущен религиозным состоянием жителей, о чем в одном из писем написал митр. Филарету. В ответ владыка признал, что «неизлишне быть миссионером и среди православных».

Будучи миссионером по призванию, архим. Макарий начал заниматься внутренней миссией — стал собирать местных жителей для бесед на религиозно-нравственные темы, проповедовал за каждым богослужением, учил молитвам как на церковнославянском языке, так и в русском переводе. Вечерами, несмотря на сильную слабость зрения, он сидел над своими переводами книг Св. Писания Ветхого Завета. В переводе Св. Писания на русский язык архим. Макарий видел «миссионерское дело», дело «внутренней миссии» среди православных. О важности этих переводов он писал митр. Филарету, который ему сочувствовал, но помочь не мог, т.к. был вынужден быть осторожным при тогда веющем «все осушающем ветре» эпохи, как выразился в одном письме его ученик Филарет Гумилевский. Не будь этого, память о митр. Филарете и его деятельности была бы значительней и полезнее для Русской Церкви.

В 1847 году архим. Макарий тяжело заболел, болезнь быстро приняла острую форму и перешла в тиф. 18 мая 1847 года он скончался, произнеся перед кончиной слова: «Свет Христов просвещает всех». Прп. Макарий был проповедником любви, воплощая в своем служении евангельский дух любви и милосердия. По слову свт. Филарета (Дроздова), «он был искренний слуга Христа Бога».

В 2000 году Архиерейским собором он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

* * *


Труды архим. Макария (Глухарева):