Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Катехизация (греч. Kateheo) – оглашать, сообщать публике нечто; у греческих поэтов публичная декламация стихов. В последствии учить. В апостольский период: устные наставления.

Катехизация в узком смысле – подготовление к таинству Святого Крещения; в широком смысле вообще исповедание веры, публикации основ вероучения.

С этимологией этого слова связано наименование новообращенных , готовящихся к таинству Крещения. В ранней Церкви их называли katehoumenos (оглашенный).

В древней Церкви с I века до времен императора Юстиниана развивается сеть богословских школ, которые подготавливают новообращенных ко крещению и после принятия ими таинства продолжают наставлять в основах христианского вероучения. Учителей в таких школах называли «катехуменами». Особенно сильные школы были в Александрии, Антиохи и Сирии. Эти школы создали собственные богословские концепции, и хотя в истории мы видим ряд конфликтов между этими богословскими направлениями, по сути своей они друг другу не противоречили, а лишь дополняли друг друга, раскрывая в богословии разные аспекты. Книги отдельных школ дошли, частично, до нашего времени . В них мы видим систематическое изложение основ вероучения, которые представляют собой некие расширенные «Символы веры» древних Церквей.

Научение основам веры в первые века было столь актуальным, что учитель второго века Тертуллиан говорит: « Да станут христианами, когда научаться». Этой фразой он высказывает свое отрицательное отношение к крещению младенцев, которое в то время, хотя и не часто, имело место.

Авторитет богословских училищ был повсеместен; даже еретики имели свои катехизаторские школы (нам известна Арианская).

Катехизаторская практика рождается из устной традиции. Изначально Благовестие передавалось «из уст в уста». Изреченные Господом Иисусом Христом слова запоминались наизусть и слагались в небольшие тексты стихотворной формы, состоящие из отдельных высказываний, которые, хотя и произносились в разное время и в разном месте, но имели общую смысловую нить. Эти высказывания Христа именовались «логии».   Примером таких логий служат «заповеди блаженства». 

Об обязательном научении новообращенных мы находим косвенное подтверждение в Евангелии от Луки. В первой главе он пишет: «Достопочтенному Феофилу, что повествование о жизни Иисуса и о его учении он передает ему в письменном виде для того, чтобы он « узнал твердые основания того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1;1). В данном тексте слово «наставлен» по-гречески передается как «peri on katehie».

Сама традиция устного научения идет от самого Иисуса Христа, Который излагает свое учение, не прибегая к письменным формам, ибо на Востоке считалось, что знание можно получить только «у ног учителя». Христа так и называют – Равуни (евр. Rabbi), что значит – Учитель Торры – устного наставления в широком смысле (см. Притч. 4; 1-4).

В Новом Завете устная традиция,передаваемая апостолами называетсся Дидаскалия (греч. Didaskalos). Основой апостольского учения является личность Иисуса Христа. Стоит заметить, что все беседы Христа имеют личностный характер (беседа с Никадимом, саморянкой, Марфой и Марией …). Кроме того, все его учение сконцентрировано на Его Божественной Личности, это видно из таких Его выражений, как: « Я есть путь, истина и жизнь», «Я есть от начала Сущий», « верующий в Меня не погибнет» и др.

Все изустные поучения Христа делятся на две большие категории:

Заповеди (имеют общий и обязательный характер).

Советы (имеют характер частный).

 Прекрасной иллюстрацией такого разделения учения мы находим в беседе с богатым юношей (Мф. 19; 16-30), где Иисус говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди…», и когда узнает от юноши, что тот исполнил заповеди, дает ему совет частного характера: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое, и раздай нищим…».

В заключении нужно отметить, что в своем развитии катехизаторская практика имела несколько этапов:

- Катехизация в апостольский период имела харизматический характер, научение было спонтанно. Выделяется два основных фактора, необходимых для крещения новообращенного: покаяние и вера во Христа.

- Катехизация в послеапостольский период до императора Юстиниана облекается в конкретные вероучительные формулы, которые в этот период уже существуют в письменном виде: Крещальные символы веры, Катехизисы, богословские трактаты по определенным темам. В этот же период мы видим возникновение катехизаторских училищ и развитие самостоятельных богословских направлений.

С четвертого века, когда прекращаются гонения на Церковь и крещение младенцев становится повсеместной нормой, катехизаторская практика оскудевает, а в последствии исчезает совсем.

В настоящее время необходимо возродить институт катехумината, опираясь на опыт ранней Церкви. Сейчас Церковь оказалось в таком положении. Что большинство ее членов крещено, но не просвещено. Именно для них, принявших таинство Святого Крещения в младенчестве, но не знающих основ православного вероучения и не воспитанных в традициях христианской    духовности, нужно восстановить катехизаторские церкви.

 

Следующий аспект церковного просвещения - Евангелизация – имел начало в средневековой Европе.

Этимология данного термина корениться с новозаветной традиции. Евангелие (греч. Evaggelion) значит благая весть или плата за радостную весть, в понимании Нового Завета – это весть о Воскресении Христовом и о Царствии Божьем, «пришедшим в силе».

Начало движения, названного евангелизация связано с протестантизма, а конкретно, с личностью Мартена Лютера, который в основание религиозной реформы ставит два постулата: « только вера» ( лат.solo fide) и «только Писание» ( лат. Solo Skriptura).Термин « евангелизация» прочно закрепляется в Западном богословии, проникая во все отрасли догматического вероучения.

Цель евангелизации – проникновение евангельского учения в жизнь каждого христианина и повсеместное воплощение идеалов, начертанных в Священном Писании Нового Завета.

Православное понимание евангелизации радикально отличается от того понимания, которое имеется в протестантизме, потому что протестанство отвергло Священное Предание, которое является ключом к пониманию Священного Писания. Как точно выразил эту мысль Илларий Пиктавийский: « Писание не в словах, а в понимании». Поэтому, в соответствии с православной традицией евангелизацию следует понимать не просто как распространение текста Нового Завета, и не только как насаждение менталитета, испещренного библейскими цитатами, сообразными определенной доктрине, а передача живого духовного опыта Церкви Христовой. Это опыт воплощения Царствия Божьего, пришедшего в силе и опыт Воскресения Христово, дарованного в Евхаристии. В Евхаристии мы видим воплощение евангельского свидетельства.