Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Экуменизм и прозелитизм (искаженное понимание миссии)

Идея экуменизма гармонично вытекает из западного богословия, а конкретно из тех взглядов на церковь, которые возникли в менталитете средневекового христианства Европы. Из-за искажения в экклезиологии возникает неправильное понимание миссии .

Упрощенное понимание миссии, которая понималась как организованное и институализированное расширение границ Церкви засчет пополнения числа членов, привело к нездоровому соревнованию между христианскими деноминациями и прозелитизму.

На Ближнем Востоке и в Индии, не имея успеха среди мусульман, западно-христианские миссии обратили свой пыл на восточных христиан православных и монофизитов. Активно прозелитизм практиковался и на Американском континенте.

Чтобы положить предел прозелитизму и сделать свидетельство общехристианским в протестантской миссии, на основании богословского понимания нераздельности Церкви и ее свидетельства, возникает идея «экуменического движения». Апогеем этого миссионерского импульса стало слияние Всемирного Совета Церквей и Международного Миссионерского Совета на ассамблее Нью-Дели (1961г.).

К концу шестидесятых представления о миссии, как обращении из язычества к вере Христовой, в экуменических кругах радикально изменяются. Миссию стали отождествлять с соиальной и миротворческой деятельностью. Уже конференция «Церковь и общество» (Женева, 1966 г.) и четвертая ассамблея ВСЦ (Упсала, 1968 г.) подводят итоги «миссии» в новом понимании.

Православная Церковь хотя и была в контакте с экуменическими организациями однако на развитие богословского понимания миссии особо не влияла. Понятно, что те представления о миссии которые сформировались в экуменической среде, противоречат основным догматическим концептам формирующим православное понимание христианского благовестия.

Миссия присуща природе Церкви, которая именуется «апостольской» потому, что продолжает апостольскую проповедь, подобно им готова свидетельствовать спасительную веру в воскресшего Христа даже до смерти. Это исповедование предполагает не только, и не столько свидетельство словом, сколько всей жизнью, которая становится Бого-служением.

Миссия, в православном понимании, является естественным выражением Единой Церкви, как свидетельстве единой Истины. Всемирный Совет Церквей, будучи ассоциацией разделенных христианских деноминаций ищущих единения в различных сферах сотрудничества, не исключая и дело миссии, не может претендовать на сакральное единство Церкви, и единое свидетельство Истины. Экуменизм, когда он является подменой Соборности, искажает миссию сводя на нет дело христианского благовестия. В экуменическом «единении без единства» миссия, как свидетельство Истины, невозможно.

Дело в том, что Западный и Восточный менталитеты имеют радикально противоположные требования от экуменического движения. Если Западное христианство ищет единства и это единство становится залогом и критерием истины, то Восточное христианство   ставит на приоритетное место истину, а единство явится как естественное следствие истины.

Экуменическое движение оформилось, следуя по пути развития спланированного Западным менталитетом и отвечая его запросом, осталось глухо к чаяниям Востока. Поэтому Православное христианство, в основной своей массе, рассматривая экуменическое единство как ущербное для истины, относится ко всему движению негативно, вплоть до того, что само слово экуменизм стало ругательным и, в своих крайних проявлениях, синонимичным ереси.

Экуменизм стал ловушкой на пути подлинного единения, которое может реализоваться лишь в истинно духовной встрече. Подлинное единение совершается не во внешней деятельности, а в единении с Богом, выраженном в молитве Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, да уверует мир, что ты послал Меня» (Ин. 17;21). Евхаристия есть залог и реализация этого единства. Поэтому миссия неотделима от Евхаристии.

В настоящее время в богословии под прозелитизмом понимается «обращение христиан из одной конфессии в другую с использованием методов и средств, противоречащих принципам, духу христианской любви и свободы личности». Это стремление любыми средствами завербовать как можно больше адептов. Акцент такой проповеднической деятельности переносится с качества на количество.

Изначально термин «прозелитизм» не имел негативного оттенка. В Библии слово «прозелит» (евр. Гер и герим, от «гур» - пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, странника, иностранца, пришельца, поселенца. Этот библейский термин в Септуагинте переводится словом proselutos (от proserhomai – прихожу)- собственно пришелец или всякий приходящий из одной земли в другую, а особенно из одной веры в другую, иначе новообращенный. Прозелитизмом называли любую религиозную проповедь среди иноверцев с целью обратить их в свою веру.

Искаженная практика миссионерства, противоречащая духовным принципам христианства, велась Западными «миссионерами» во времена Карла Великого, когда под страхом меча крестили побежденные народы. К подобной деятельности можно отнести активную вербовку адептов в Китае в 19 веке, когда, спекулируя на материальном неблагополучии туземцев, извращали таинство Святого Крещения, выдавая новокрещенным за их обращения в новую веру порции риса. Так появились «рисовые христиане». Монашеские ордена сопрягали миссию с колониальной политикой, а крещение – с административной властью и наказаниями тех, кто не желал принимать крещение. Законом  ограничивались права иноверцев в Европе, где христианство являлось государственной религией. Были случаи прозелитизма, связанные с политикой расширения границ Российского государства в так называемый «Синодальный период» нашей истории. Однако, в то время, когда у нас эти факты были расценены негативно, протестантская миссия взяла идеологию прозелитизма на вооружение.

После второго Ватиканского Собора и создания Всемирного Совета Церквей, формы Западной миссии претерпели значительные изменения, однако эта, сообразная современности трансформация, не задела внутренней сути прозелитизма. На вооружении миссии прозелитизм остался ключевым фактором пропаганды и считается нормой проповеди среди христиан Западных исповеданий.

Миссия в ее православном понимании с самого основания Церкви была направлена на распространение Евангельской вести народам, не знающим света Христовой истины. Прозелитизм же паразитирует уже на засеянной семенем слова Божия почве. Сеет не мир, а раздор и постоянную конфронтацию. Любая христианская деноминация , считающая прозелитизм нормой проповеди , свидетельствует тем самым о своей слабости , так как проповедует тем, кто уже и без того верит в Христа, признает авторитет Священного Писания.

В миссионерской декларации, в разделе «Возможности сотрудничества в миссии, прозелитизм и религиозные конфликты», в частности, говорится: «Для миссионеров Русской Православной Церкви свойственны открытость в области благотворительности, милосердия и иных областях социальной диаконии как проявление дела любви, а также сотрудничество в делах, направленных на преодоление агрессивно-секулярных и аморальных тенденций современного общества. Однако они допустимы лишь в том случае, если не будут использованы в прозелитических и иных спекулятивных целях.

Прозелитизм — это любая прямая или косвенная попытка посягательства на религиозные убеждения личности обманными, безнравственными способами. Другими словами, прозелитизм есть стремление обратить человека из одной веры в другую методами и средствами, которые противоречат духу христианской любви. Его необходимо также рассматривать как искаженное понимание миссии Церкви и серьезный фактор конфронтации в обществе.

Движущие устремления прозелитизма, как правило, лежат вне религиозных побуждений: от политических (вариант экспансионистской политики) до психологических, — мотивы, в целом далекие от назначения проповеди Евангелия Христова.

Тема прозелитизма напрямую связана с духовной безопасностью. Проблема духовной безопасности является главной в жизни человека, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви напрямую устремлена на обеспечение духовной безопасности, на укрепление созидательных процессов во всех слоях нашего общества. Эта деятельность Церкви имеет несколько обоснований, в первую очередь духовное и правовое. В аспекте защиты духовной безопасности миссионерская деятельность состоит из четырех главных составляющих: духовно-просветительская; апологетическая; реабилитационная; информационная. Все они тесно связаны между собой и составляют единое информационное пространство.

Духовное содержание раскрывается в православной миссиологии. В правовой сфере для православных российских граждан существенна реальная позиция государства по отношению к духовной безопасности. В совокупности государственные концепции и доктрины безопасности дают правовое основание для миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Главным источником угроз прозелитизма по отношению к Церкви и религиозных конфликтов в государствах в настоящее время является массовое проникновение деструктивных религиозных и псевдорелигиозных культов в традиционно православные страны, на каноническую территорию епархий. Его стратегическая цель — ослабление   благотворного влияния Православия на души людей, отрыв их от Русской Православной Церкви.

Деструктивные секты, как правило, в изобилии оснащены современной информационной техникой. Следует иметь в виду и тот факт, что подавляющее большинство деструктивных культов применяют в своей деятельности приемы глубокого психологического подавления личности, включая гипноз и нейролингвистическое программирование. Кроме того, они изощренно используют противоправные действия. В связи с этим большое значение имеет взаимодействие православных миссионерских структур с правоохранительными и иными государственными органами.

В своей благой деятельности православные миссионеры должны опираться на все созидательные силы общества. В этом контексте возможно социально-нравственное взаимодействие с общественными движениями и объединениями, в том числе, с иноверческими, в той степени, насколько это не противоречит каноническим основам православной миссии».