Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Принципы и методы миссионерской деятельности

 

Апостолат мирян и социальное служение

В Церкви, в отличие от язычества, нет дифференциации на священное и профанное, нет расчленения на касту жречества, как некой священной элиты, и народа, который не был избран богами или роком, чтобы прикоснуться к святыне. Еще в Ветхом Завете весь Израиль был наименован народом Божьим. Еще более конкретно это единство выражается в идее соборности во времена Новозаветной Церкви. Еще апостол Петр говорит христианам о их священном назначении и высокой ответственности перед Избравшем их и Призвавшем возвещать: «вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Апостол Павел для более точного определения этого единства народа Божия использует аллегорию единства живого организма, Церкви как тела Христова, говоря: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос» (1Кор.12:12). Именно такое понимание Церкви войдет в православную Экклезиологию, где разные степени священства и миряне не будут разделяться, а только различаться по образу служения и свидетельства.

Прискорбно, что в настоящее время понимание народа Божьего, как единого организма Христова, продолжающего миссию Христа на земле, несущего сквозь века Его Евангельское свидетельство, многими утеряно. Однако Литургическое придание Церкви напоминает нам о соборности на Евхаристии, где мы все причащаемся одного Тела и одной Крови по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17). Литургия является общим и живым свидетельством всей Церкви о Свете истинном, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9). После Причастия все собрание восклицает: «видихом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную». Видели мы этот Свет, дабы свидетельствовать о Нем миру, который «во тьме лежит», проповедовать Духа Небесного «даже до края земли», нести веру истинную тем, кто ее не имеет или утратил в перипетиях суеты.

В этом контексте странно бывает слышать общепринятое мнение, что проповедь должна звучать исключительно в храме и только из уст священника.

Вспомним историю Братств Львовского и Виленского, которые во второй половине XV века сохраняли в Литве верность Православию в самые тяжкие для Церкви времена. Необходимо упомянуть и о религиозном возрождении в России XIX века, где основной труд лег на плечи интеллигенции. В первые годы Октябрьской Революции новоиспеченная безбожная власть обрушила неистовые гонения именно на братства, и не случайно, ведь они являлись основой приходской жизни и единства прихода. На Соборе 1917-18 гг. присутствовало 299 мирян из 564 делегатов (при 80 архиереях, 149 пресвитерах, 15 псаломщиках). Все эти факты из истории Церкви свидетельствуют в пользу того, что миряне способны и должны «в единстве с иерархией» нести миссионерские труды во благо Православия в соответствии с апостольским Преданием.

Апостолату мирян в первую очередь необходимо направить свои силы на воцерковление недавно пришедших к церковной жизни. Ведь миссионерская деятельность не должна прекращаться после того, как человек уверовав, вошел в церковную ограду, хотя бы потому, что он может не устоять в чистоте веры и попасть или в руки мира сего или же на крючок сектантства.

Здесь уместным будет привести часть миссионерской декларации принятой на III (VIII) ВСЕЦЕРКОВНОГО СЪЕЗДА ЕПАРХИАЛЬНЫХ   МИССИОНЕРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: «Целесообразно, чтобы каждый член общины имел свое миссионерское послушание. Миссионерские поручения мирянам нужны именно в контексте миссии после миссии: те миряне, которые привлекаются к ведению миссионерской деятельности, сами будут глубже познавать свою веру и тверже в ней стоять. Важно, чтобы миряне (особенно молодые) почувствовали свою личную ответственность за церковное дело и, соответственно, свою полезность Церкви. Одним из путей к такому осознанию могло бы стать установление постоянных храмовых дежурств мирян для общения с невоцерковленными людьми и разъяснения им православной литургической традиции. Необходима широкая организация приходских миссионерских кружков, что способствовало бы научению и практическому осуществлению миссионерской деятельности мирян. Всем людям, чья вера требует своего проявления в делах, приход должен предоставить возможность участия в социальной диаконии.

Возможности внутриприходской миссии могут быть расширены и путем акцентирования миссионерского значения наших общих молитв. Молитвенные чинопоследования должны быть ответом на вызовы современного мира, обязаны откликаться на реальные и осознанные нужды человека. Поэтому представляется разумным составление новых чинопоследований, освящающих все многообразие жизни, созидательных интересов и профессий современных людей.

Миссионеры нуждаются в постоянных молитвах всей Церкви о них. Если в ежедневные последования богослужений будут введены прошения о Божием призвании и помощи миссионерам в их евангельском служении, то и сами прихожане осознают необходимость углубленного изучения и защиты своей веры.

Внутриприходская миссия предполагает высокую ответственность тех людей, которым поручается общение с посетителями храма (дежурные, работники у «свечных ящиков»). Их деятельность должна осознаваться как миссионерское поручение. В этом же аспекте рассматривается ответственность настоятелей за ту литературу (особенно периодику), которая поступает в храм для продажи или распространения.

Развитию внутрицерковной миссии способствует дежурство священников в храме во внебогослужебное время для индивидуальных бесед с людьми, притом, что о возможности и расписании таких встреч было бы известно за пределами прихода.

Опыт приходов русской церковной эмиграции показал, что для сохранения людей в общинной жизни важно продолжение контактов за пределами богослужения – в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Литургии с целью общения и обсуждения животрепещущих тематик. Такие встречи резко ослабили бы накал внутрицерковных дискуссий по насущным вопросам приходской и общецерковной жизни, поскольку способствовали бы углублению миссионерского измерения Литургии и сохранению литургического предания Церкви.

Развитие многообразных миссионерских форм общения прихожан и пастыря не должно заслонять той истины, что центром жизни христианина является Евхаристия, как главное таинство Церкви, созидающее Тело Христово. Нужно четко сознавать, что стержнем, вокруг которого и ради которого христиане собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная — пусть даже самая возвышенная — идея, не совместная борьба против каких бы то ни было заблуждений, но Сам Господь и Его Жертва, которой мы приобщаемся в храме. Необходимо воспитание осознания того, что Литургия является вершинной точкой суточного круга Богослужения. Восстановление христоцентричности церковного сознания невозможно без евхаристического общения и частого приобщения к Святым Дарам.

Внутрицерковную миссию нельзя ограничивать только приходскими границами. В крупных городах желательно переориентирование одного из действующих монастырей на преимущественно миссионерскую деятельность. Братия (сестры) такого монастыря формировали бы общедоступные библиотеки (в том числе электронные), вели богословские курсы, воскресные школы, а также пастырско-консультативную работу с нуждающимися в срочной духовной и психологической помощи людьми, осуществляли постоянное церковное присутствие в интернет-пространстве. В его задачу могло бы входить участие в формулировании церковных позиций по тем или иным возникающим проблемам культурной, общественной и церковной жизни епархий и приходов. Устав такого монастыря должен учитывать и отражать специфику миссионерских послушаний.

Миссионерской деятельности способствует тесное сотрудничество с сетью светских библиотек через создание в них миссионерских просветительских книжных фондов, организацию тематических выставок, посвященных православным праздникам и другим важным событиям церковной жизни (при соответствующем правильном юридическом оформлении этих отношений). Прихожан следует поощрять к тому, чтобы они жертвовали православные книги миссионерского содержания в школьные и публичные библиотеки по месту своего жительства.

Созданию поля православного присутствия в культурном пространстве способствует катехизаторская и теологическая подготовка светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих. В условиях, когда светское законодательство часто трактуется как ограничивающее сотрудничество священников со многими государственными и общественными структурами, особенное значение приобретает апостольство мирян. Таким образом, местом миссионерской встречи становится все пространство жизни человека.

Современные миссионеры призваны к нахождению особых подходов к различным возрастным группам приходской общины и мирян, что достижимо посредством организации мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, туристических походов и т.д. Для этого миссионер обязан хорошо владеть проповеднической риторикой: от высокого языка храмовой литургической проповеди до языка внехрамового общения с детьми или с молодежью, воинами, государственными служащими и т.д. Особое значение имеет донесение смысла Священного Писания на понятном людям языке.

Необходимо, однако, помнить, что важным шагом на пути вхождения в жизнь Церкви должно становиться освоение церковно-славянского языка (путем создания приходских кружков по его изучению). Это — вопрос глубины воцерковления, овладения и передачи грядущим поколениям богослужебного и культурообразующего языка славянских народов, приобщения к полноте церковного сознания.

Среди тех социальных групп, к которым обращена миссия Церкви, особое место занимают группы социального риска: наркозависимые, ВИЧ-инфицированные, беспризорники. В работе с ними преобладающей установкой становится миссионерская приветливость. Она включает в себя доброжелательность и отзывчивость миссионера при работе с людьми, готовность идти на контакт с представителями различных социальных групп и религиозных верований, умение находить добрую опору в их воззрениях или совестных переживаниях, опираясь на которые можно подвести человека к покаянному преображению.

В церковных дискуссиях необходимо выяснять меру миссионерской терпимости, т.е. правильно проводить границу между тем, что Церковь должна осудить, тем, что она может потерпеть, а также тем, что она может обратить к своей пользе, особенно в тех случаях, когда речь идет о детской и молодежной культуре.

Поскольку сама «миссионерская приветливость» нередко трактуется как «примиренчество с духом века сего» или даже проявление «апостасии», особенное внимание стоит обратить на необходимость поддержания атмосферы терпимости в самой Церкви по отношению к миссионерским поискам».

Апостолат мирян должен воплотить в своей деятельности изначальную апостольскую константу – Дух Святой обитает в каждом члене Церкви, и так как это Дух Христов - он не может не свидетельствовать о Царствии Божьем «пришедшем в силе».