Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Святитель Кирилл Иерусалимский

 

1. Тайноводственное слово к новопросвещенным.

[Пер. МДА. ТСО, Серг.П., 1893].

 

Чтение из Первого соборного послания Петрова, начинающееся словами: трезвитеся, бодрствуйте и до конца послания (1 Петр. 5, 8-14).

 

1. И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать об этих духовных и небесных Таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха; то и ожидал настоящего времени, чтобы, после этого опыта, найдя вас более приготовленными к тому, что будет сказано, привести на светлый и благоуханный луг этого сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего Крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда должно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам следующее, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в этот  вечер Крещения.

 

2. Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается Крещение, и став лицом к западу, слышали и получили повеление простереть руку, и отрекались от сатаны так, как бы он был перед вами. Надобно же вам знать, что прообразование этого есть в ветхозаветной истории. Ибо, когда фараон, этот лютый и жестокий мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея, вывести евреев из горького рабства египетского. И кровью агнца помазаны были пороги, чтобы погубляющий бежал от домов, имеющих на себе знамение крови, и народ еврейский освободился чудесным образом. Но поскольку враг преследовал и освобожденных, и хотя видел, что море чудесно для них разделилось, однако же шел вперед, по самым следам их; то погряз он внезапно и потоплен в Чермном море.

 

3. Теперь перейди от ветхозаветного к новозаветному, от прообразования к действительности. Там посылается Богом в Египет Моисей; здесь ниспосылается от Отца в мир Христос. Там Моисей, чтобы извести из Египта угнетенный народ; здесь Христос, чтобы избавить обремененных в мире грехами. Там кровь агнца служила охранением от губителя; здесь Кровь Агнца непорочна Иисуса Христа (1 Петр. 1, 19) сделалась отгнанием бесов. Тот мучитель до самого моря гнался в след  этих спасительных вод. Тот погряз в море, а этот исчезает в спасительной воде.

 

4. Однако же, слышишь повеление, с рукою простертою, как бы присутствующему, сказать ему: «отрицаюся тебе, сатано». Хочу же тебе обяснить, почему стояли вы, обратясь лицом на запад. Это необходимо. Поскольку запад есть место видимой тьмы, а сатана есть тьма, и державу имеет во тьме; то в ознаменование этого, смотря на запад, отрекаетесь вы от этого темного и мрачного князя. Поэтому, что сказано каждым из вас, когда вы стояли лицом к западу? Отрекаюсь от тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, то есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них упразднит смертию смерть, и я не буду навсегда повинен работе (Евр. 2, 15-16). Отрекаюсь от тебя, коварный и злохитрый змей; отрекаюсь от тебя, наветник, под притворной дружбой сделавший всякое беззаконие, и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрекаюсь от тебя, сатана, виновник и споспешник всякого порока.

 

5. Потом второе изречение научает тебя сказать: и всех дел твоих. А дела сатаны — всякий грех, от которого и необходимо тебе отречься, подобно тому, как избежавший мучителя, без сомнения, избежал и оружий его. Поэтому всякий грех по роду своему причисляется к делам диавольским. Сверх того знай, что все тобою сказанное, особенно в этот страшный час, записывается в книгах Божиих. Поэтому, как скоро поступишь в чем-либо вопреки, осужден будешь как преступник. Итак, отрекись от дел сатаны, то есть от всех деяний и помышлений противозаконных.

 

6. Потом говоришь: и всея гордыни твоея. А гордыня диавольская есть страсть к зрелищам, конские ристалища, псовая охота и всякая подобная суета, об освобождении от которой молясь, святой говорит Богу: отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс. 118, 37). Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Не пристращайся и к тем, которые на псовой охоте предают себя зверям, в угождение жалкому чреву; чтобы услужить чреву своему яствами, сами они в подлинном смысле делаются пищей неукротимых зверей, и, если сказать самую правду, за собственного бога своего, то есть за чрево, вступают в единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Избегай и конских ристалищ, этого безумного зрелища, ввергающего в пропасть и души, так как все это есть гордыня диавольская.

 

7. Но и выставляемое на идольских празднествах, как-то: мясо, или хлебы, или что иное, тому подобное и оскверненное призыванием всескверных демонов, причисляется к гордыне диавольской. Ибо как хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания, хлеб делается Телом Христовым, а вино - Кровью Христовой: так, подобно этому, такие яства гордыни сатанинской, по природе своей будучи простыми яствами, призыванием демонов оскверняются.

 

8. После этого говоришь: и всего служения твоего. А служение диаволу есть молитва в идольских капищах и все совершаемое в честь бездушных идолов: возжигание светильников, или каждение при источниках, при реках, как иные, будучи обольщены сновидениями или демонами, приходили к таковым, думая найти исцеление от телесных страданий, или что-либо тому подобное. Ты не вмешивайся в это. Птицегадание, ворожба, прорицания, или предохранительные привески, или надписи на дощечках, волшебства, или другие злоухищрения и все тому подобное, составляют служение диаволу. Поэтому избегай такого. Так как если подпадешь этому по отречении от сатаны и по сочетании со Христом, то изведаешь в диаволе лютейшего мучителя, который, может быть, прежде заботился о тебе, как о ближнем своем, и послаблял тебе в горьком рабстве, а теперь сильно огорчен тобой. И Христа лишишься, и испытаешь злобу сатаны. Не слышал ли ветхозаветной истории, повествующей нам о Лоте и о дочерях его? Не спасся ли он с дочерями, потому что достиг горы? А жена его бысть столп слан (Быт. 19, 26), как вечный памятник, свидетельствующий о лукавом ее произволении и обращении вспять. Поэтому будь внимателен к себе, и не обращайся вспять, возложив руку на рало (Лк. 9, 62), и потом возвратившись опять к соленым житейским деяниям; но беги в гору, к Иисусу Христу, к этому Камню, отторгшемуся без рук, и наполнившему Собою вселенную (Дан. 2, 34-35).

 

9. Поэтому, как скоро отрекаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, который насади Бог на востоцех (Быт. 2, 8) и из которого за преступление изгнан был праотец наш. А в ознаменование этого обращают тебя от запада к востоку, к стороне света. Тогда повелевают тебе говорить: верую во Отца и Сына и Святаго Духа, и в едино Крещение покаяния; о чем в прежних огласительных словах, как даровала благодать Божия, сказано тебе пространно.

 

10. Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен; зане супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). В предшествовавшие этому времена поглощала смерть возмогши; но при святой бане пакибытия отъят Бог всякую слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8). Поскольку не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа.

 

11. И это происходило во внешнем притворе. Когда же, по воле Божией, в следующих тайноводствах войдем во Святая Святых; тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богу же Отцу слава, держава, и величие с Сыном и Святым Духом во веки веков! Аминь.