Обратите внимание

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10
Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе "Библейская и стория и христианская этика"
05.04.2013, 10:52
ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11
Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети "В КОНТАКТЕ"
16.03.2012, 13:44
РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20
Православный спортивно-туристический клуб "КРОК"
07.02.2012, 11:26
Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Ссылки

Код нашей кнопки

Святитель Иоанн Златоуст

 

Слово к женщинам, приходящим в церковь.

 

Вы, украшающиеся золотом женщины, узнав путь других женщин, поклонившихся Христу, оставьте, по крайней мере, теперь недуг пристрастия к драгоценным украшениям! Если пример тех счастливых женщин возбуждает у вас желание подражать им, то перемените украшение свое и облекитесь милосердием. Что пользы, скажи мне, в этих драгоценных камнях и в тканых золотом одеждах? Ты скажешь: ими наслаждается душа. Но ведь я спрашиваю о пользе, а ты мне говоришь о вреде. В самом деле, нет ничего хуже, как драгоценности делать предметом своих занятий, радости и пристрастия. Тут рабство, само по себе тяжелое, становится тем прискорбнее, что порабощенный еще радуется. Возможно ли такому человеку проявить должную заботливость по отношению к духовным делам? Может ли он надлежащим образом осмеивать житейские занятия, когда считает утешением связывать душу золотом? Кому доставляет удовольствие оставаться в темнице, тот никогда не пожелает освобождения. Так же точно и златолюбивая душа: она, как пленница злой своей страсти, не станет и слушать ни одного слова духовного с приличным предмету вниманием и охотой, а не только исполнять. Итак, скажи, какая же польза от этого украшения и доставляемой им неги? Ты говоришь: она мне доставляет удовольствие. Но опять ты говоришь о вреде и даже гибели. Ты говоришь: я пользуюсь большим почетом от тех, кто видит украшения. Но что же в этом? Тут лишь предлог к гибели другого рода, когда ты безумно гонишься за суетным почетом. Так как ты не указала мне пользы, то послушай — я расскажу о вреде. Какой же вред от украшений? Прежде всего, они доставляют больше забот, нежели удовольствия. Многие из тех, кто со стороны смотрит на украшения, получают более полное удовольствие, чем ты сама, украсившаяся ими, так как ты заботишься о том, чтобы быть красиво убранной, а они без этого услаждают свои взоры. С другой стороны, вред состоит в том, что ты унижаешь свою душу и возбуждаешь повсюду зависть, так как соседки, раздраженные твоими украшениями, восстают против мужей и поднимают сильную брань. Вместе с тем ты на украшения употребляешь свой досуг и все внимание и, вследствие этого, сильно противишься духовным упражнениям, исполняешься высокомерием и тщеславием и делаешься ближе к земле, теряешь способность подниматься как бы на крыльях в область духовного и, таким образом, вместо орла становишься псом и свиньею. В самом деле, перестав обращать свои взоры к небу и возноситься мыслью туда, ты, подобно свинье, при своей исключительной заботе о металлах и кладовых, склоняешься к низу и лишаешь душу свою живости и свободы. Но ведь ты еще показываешься в местах народного гулянья? Тем более тебе не следует украшаться золотом, чтобы не быть предметом общего внимания и оставить в покое язык многоречивого злословия. Имей в виду, что никто из проходящих не удивляется тебе, а скорее смеется над тобой, как щеголихой, как женщиной гордой и заботящейся лишь о теле. Когда ты украшенная (драгоценностями) приходишь в церковь, то, уходя, ты ничего не получишь, кроме осмеяний, ругательств и поношений, и притом не только со стороны зрителей, но и от пророка. Так велегласный Исаия, увидев тебя, тотчас же воскликнет: так говорит Господь на владетельных дочерей Сиона: понеже исходиша с высокою выею и помизанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия, и ногами купно играющия, Господь открыет срамоту их. И будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися[1] (Ис. 3, 16-17. 23). Вот что будет у тебя вместо украшений, потому что это сказано не об одних Сионских женщинах, но и обо всех подражающих им. Вместе с пророком обличает тебя и апостол Павел, заповедуя в послании к Тимофею, чтобы он запретил женщинам украшать себя плетениями, золотом, бисером и одеждами многоценными (1 Тим. 2, 9). Итак, во всяком случае, вредно украшаться золотом, особенно же тогда, когда ты приходишь в церковь и идешь мимо бедных. Действительно, если бы ты в это время постаралась оглянуться на себя, то увидела бы, что облекающая тебя одежда есть не что иное, как личина жестокости и бесчеловечия.

 

Представь себе, сколько в таком одеянии обходишь ты голодных, сколько нагих минуешь со своими сатанинскими украшениями!.. Гораздо лучше было бы тебе накормить души алчущих, чем, проколов уши, привешивать к ним для пустой цели то, что могло бы доставить насущную пищу для многих бедняков. Неужели тебе богатство представляется чем-то славным, а украшение драгоценностями — похвальным? Даже в том случае, если богатство приобретено тобой праведными трудами, оно все-таки составляет предмет величайшего осуждения, а если еще оно — плод несправедливостей, то представь всю его постыдность. Но ты любишь похвалу и славу? Сними же с себя эту позорную одежду, и тогда все станут удивляться тебе, тогда будешь наслаждаться славой и чистым удовольствием в такой же мере, насколько теперь пресытилась упреками, сама подготовив себе в виде украшений предлог к этому великому огорчению. А что если какая-нибудь из драгоценностей пропадет? Сколько от этого произойдет зла, сколько рабынь будет наказано, сколько рабов встревожено, сколько их будет заключено и станет жить в темницах! Из-за этого же начнутся судебные дела, тяжбы и множество ругательств и упреков — жене от мужа, ему от друзей и, наконец, душе от тебя самой. Но если даже ничего не потеряется (хотя это допустить очень трудно), если во всю жизнь все будет в целости, то и тогда, уже из-за самого сбережения, ты примешь много беспокойств, забот и горя и никакой пользы. Какая может быть выгода дому от этих украшений, и какая польза в них для самой украшающейся? Пользы никакой, а бесчестия и упреков много отовсюду. Как ты можешь обнимать и целовать ноги Христа, будучи так украшена? Он отвращается от такого украшения и поэтому благоволил даже родиться в доме плотника, притом не в самом доме, а в пещере и яслях. Как ты станешь взирать на Него, когда не имеешь желанной для Него красоты и когда облеклась в украшения, которые не дороги, а ненавистны Его душе? Приходящий к Нему должен быть украшен не одеждами подобного рода, а добродетелью. Подумай: что представляет собой золото? Оно не что иное, как земля и прах: брось в воду — и станет грязью. Подумай об этом и постыдись грязь обращать в своего господина, оставлять все ради него, сидеть при нем и повсюду носить с собой. Когда же ты приходишь в церковь, тогда особенно должно избегать золотых украшений. Церковь для того создана, чтобы показывать в ней не это, а духовное богатство. А между тем ты приходишь сюда украшенной подобно артисткам, делающим торжественный выход на сцену, и, подражая им, ты с такой же смешной величавостью носишь этот сор. Помимо того, ты приходишь во вред другим и по окончании собрания в домах за трапезой сама можешь услышать, что очень многие говорят об этом. Оставив в стороне то, что сказали пророк и апостол, они говорят о великолепии одежд, о стоимости драгоценных камней и о всяких других непристойностях, украшающих женщин. Это-то и делает вас и мужей ваших скупыми на милостыню, потому что никто из вас не может так легко решиться уделить что-нибудь из этих золотых вещей и накормить голодного. Если ты скорее сама решишься терпеть нужду, нежели видеть украшения испорченными, то как же ты можешь потратить какое-нибудь из них, чтобы накормить другого? Многие пристрастились к этим вещам, как бы к одушевленным, и более даже, чем к своим детям. Это невозможно, скажешь ты. Но докажите мне, докажите самым делом, что я теперь представляю себе все это в противоположном виде! Случалось ли когда, чтобы какая-нибудь из женщин, страдающих этим недугом, расплавив украшения, избавила бы от смерти душу ребенка — но что я говорю: ребенка!.. — искупила бы свою погибающую душу? Напротив, многие ежедневно ради украшений продают ее. Они, если случится телесная болезнь, все делают, а если заметят порчу душевную, то ничего не предпринимают, — словом, совсем не заботятся о своей душе и душе детей, как бы для того, чтобы это сокровище, на долгое время оставленное без внимания, заржавело. Вот и ты осыпана множеством талантов золота, а то, что представляет собой часть Христову — душа, не имеет даже необходимой пищи. Общий наш Владыка неба и живущих в нем в одинаковой мере всем предложил Свою духовную трапезу, между тем ты не хочешь дать ничего из тленных благ и остаешься связанной этими тяжкими узами. Отсюда происходят неисчислимые бедствия: отсюда рождается зависть, отсюда — прелюбодеяние мужей ваших, так как вы не умеете заставить их полюбить истинную мудрость, а напротив, приучаете находить удовольствие в том, чем украшаются женщины-блудницы. Поэтому-то они и попадаются так скоро в сети этой страсти. Но если бы ты научила его относиться с презрением к драгоценным украшениям и находить наслаждение в непорочности, благочестии и смиренномудрии, то он не мог бы так легко увлечься блудодеянием, потому что украшаться золотом может и блудница, и даже более, но облекаться добродетелью она не в состоянии. Итак, приучай его находить удовольствие в таком украшении, которого нельзя увидеть на блуднице. Но как ты станешь приучать его к этому? Тем, что, прежде всего, сама снимешь эти украшения и облечешься в другие — духовные. Тогда и муж твой будет спокоен, и ты в почете, и Бог будет милостив, и люди все станут удивляться, и, наконец, вы достигнете будущих благ по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 

Источник: Слово святаго Іоанна Златоустаго къ женамъ, приходящимъ въ церковь. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Синодальная Типография, 1900.



[1]  Синодальный перевод: За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах , - … обнажит Господь срамоту ихИ будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка